Статья: «Формирование ранней читательской грамотности, через игровую и театральную деятельность».

Соболевская Кристина Владимировна, педагог – модератор, воспитатель

 

Проблема сохранения интереса к книжной культуре к чтению как процессу, в наше время  актуальна как никогда.

Практически в каждой семье есть планшет, телефон, компьютер, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема привлечения родителей и детей к формированию читательской грамотности. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Литература была и остается тем видом искусства, который оперирует словом. Книга помогает развивать память, интеллект, творческое воображение, способствует гармоничному нравственному и духовному развитию ребенка, обогащает его эмоции, внутренний мир.  Ребенок должен любить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник. Потребность в способности читателя, слушателя, превращать содержание текста в личный опыт возникает в дошкольном возрасте, а точнее в младшем дошкольном возрасте, когда ребенок, научившийся различать и понимать обращенную к нему речь взрослого с опорой на конкретную ситуацию, начинает осваивать приемы понимания связной контекстной речи. Поэтому читательский интерес необходимо развивать уже в дошкольном возрасте, ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь.

Большим и мощным потенциалом для приобщения до школьников к чтению художественной литературы является театральная деятельность. Этот вид деятельности близок ребенку, так как связан с игрой, здесь наиболее ярко проявляется принцип обучения – «учить, играя». Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, ребенок усваивает богатство родного языка, старается говорить четко, понятно для окружающих. Формируется диалогическая речь, дети лучше усваивают содержание произведения, усваивают элементы речевого общения (жесты, мимика, интонация и т. д.), что благоприятно способствует формированию социального поведения, формирует предпосылки к читательской грамотности. Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, мы делаем их жизнь интересной, содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями.

Постоянное общение с книгой в детском саду и дома активно формирует читательскую грамотность, а также творческие способности и наклонности, которые успешно под руководством воспитателя реализуются в ролевых играх, по сюжетам литературных произведений, в инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихов. Так же  применяются дидактические игры, мнемотехника, заполнение читательского дневника совместно с родителями.

Благодаря этому дети, в свою очередь, стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, проявлять живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению, активизировалась речевая деятельность,  стал проявляется интерес к чтению.

  Список использованной литературы

  1. https://infourok.ru/formirovanie-rannej-chitatelskoj-gramotnosti-cherez-igrovuyu-i-teatralizovannuyu-deyatelnost-6737314.html