Термины онлайн (англ. online)[1][2] и офлайн (англ. offline)[3][4] имеют значение в отношении к компьютерным технологиям и телекоммуникациям.
Оксфордский словарь[5] определяет «онлайн» (иногда упоминается «на линии»), как «управляемый или подключён к компьютеру» или как «деятельность», «служба», которая доступна исключительно через Интернет.
Термин используется в контексте таких слов, как «личность», «онлайн-хищник», «онлайн-игра», «онлайн-магазин», «интернет-банкинг», а также «онлайн-обучение».
В других словах «онлайн» представлено в контексте с приставками «кибер». Например: «киберпространство», «киберпреступность».
В плане интернета онлайн указывает на состояние подключения, в то время как офлайн — на отключённое состояние.
В компьютерной технике онлайн означает, что устройство включено и готово к работе, а офлайн — либо выключено, либо не имеет соединения по сети связи.
Электронная почта работает и в режиме онлайн, и в режиме офлайн. Это возможно, например, в почтовом сервере Microsoft Outlook, когда пользователь подключается к почте онлайн и получает новые письма, а в офлайн-режиме этой возможности нет. Онлайн- или офлайн-состояние почтового сервера не обязательно отражает подключение компьютера к интернету. Сам компьютер может быть в сети — подключённый к интернету через кабельный модем или другим способом — хотя программа Outlook работает в офлайн-режиме, так как пользователь не обновляет свой почтовый ящик. Кроме того, подключение может быть через коммутируемый доступ.
Второй пример совместного использования этих понятий — это веб-браузер, который может работать в онлайн- и офлайн-режимах. Браузер будет извлекать страницы из сервера, только в оперативном режиме. В автономном режиме, пользователи могут смотреть офлайн, используя локальные копии тех страниц, которые были предварительно загружены с помощью интернета. Это полезно, когда компьютер находится в автономном режиме и подключение к сети невозможно или нежелательно. Страницы загружаются двумя способами: в кэш браузера, как результат предварительного онлайн просмотра пользователем, или с помощью локальных копий, которые загружаются онлайн и настраиваются в браузере заранее.
С ростом средств коммуникации и СМИ, слова офлайн и онлайн используются очень часто.
Если человек активный пользователь мессенджера и быстро отвечает на сообщения, то это называется «онлайн-сообщение», а если ответ на сообщение поступает поздно, то «офлайн-сообщение».
В этом же контексте наличие человека в сети называется «онлайн», а отсутствие «офлайн».
Онлайн и офлайн различия были выведены из вычислений и телекоммуникаций в сферу человеческих межличностных отношений. Различие между тем, что является онлайн и тем, что считается офлайн, стали предметом изучения в области социологии[6].
Различие между онлайн и офлайн рассматривается как различие между компьютерно-опосредованной (сетевой) коммуникацией и межличностным общением соответственно.
Интернет — это виртуальность или киберпространство, а офлайн — реальность (то есть реальная жизнь или физический мир).
Слейтер[7] утверждает, что это различие является слишком простым. Он аргументирует это тем, что различия в отношениях являются более сложными, чем простая дихотомия онлайн против офлайн, потому что некоторые люди не разделяют онлайн-отношения с офлайн и реальной жизнью, заводя друзей по переписке. Даже телефон можно рассмотреть как интернет-опыт в определённых обстоятельствах, так как сейчас практически не существует границы между новыми технологиями и интернетом[6][8].