Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные» в старшей группе.

Галиева Асель Болатовна

Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные» в старшей группе.
Цель: расширять знания детей о диких животных. Закреплять названия их детенышей. Упражнять в образовании слов с помощью суффиксов – ищ, — ик. Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения с союзом «чтобы». Воспитывать интерес и любовь к животному миру. Развивать коммуникативные навыки; умение рассуждать на заданную тему; умение слушать педагога и своих товарищей.
Оборудование: аудиозапись голоса животных, макет «Круги Луллия», картинки: с изображением животных, их детенышей, колокольчика.
Словарная работа: среда обитания, жилище.
Полилингвальный компонент: дикие животные-жабайы жануарлар, wild animals.
Ход:
1. Организационный момент, создание интереса
(Дети стоят в кругу на ковре)
-Ребята, послушайте аудиозапись. Чьи голоса вы услышали?
-Это голоса животных.
-Животные сильно напуганы. Они заблудились и просят нас о помощи, чтобы мы их вернули на свою среду обитания. Среда обитания –это место где живут животные. Давайте поможем им вернуться в свои жилища. (Дети охотно соглашаются)
(Дети проходят и садятся вокруг стола)
— Ребята, посмотрите на «волшебные круги». Назовите всех животных, которых видите. (Дети перечисляют диких животных)
1.Первая игра, в которую предлагаю поиграть, называется «Кто где живет?»
Но сначала, загадаю загадку, кто первый ответит, тот и будет вращать круги.
С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он
Шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. (белка)
— Правильно, это белка будет вращать круги.
— Эту игру мы уже знаем.
— Алина, напомни ребятам, что нужно делать в этой игре?
-Нужно назвать животное на картинке, попавшей под стрелку на большом круге, и подобрать для него жилище. (Дети играют в игру).
2.Игровое упражнение по ТРИЗ «Хорошо – плохо»
— А теперь, подумаем – большие уши у зайца, что в них хорошего, а что плохого?
— Большие уши помогают зайцу слышать хорошо, а зимой они у него мерзнут.
— Какую пользу приносят ежу колючки?
— Он сворачивается в клубок
— острые зубы у волка?
— когти у белки?
— длинный хвост у лисы?
(Обсуждение детьми)
— Ребята, на игровом поле есть еще один значок (значок, обозначающий физкультминутку).
— Что это?
— колокольчик
— Что этот значок обозначает?
— Надо сделать упражнения.
Физкультминутка «Дикие животные»
Встанем, надо отдохнуть.
Наши пальчики встряхнуть.
Руки вверх мы поднимаем,
Шевелитесь пальчики —
Так шевелят ушками серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках –
Так ходят лисы по лесочку.
А теперь садимся тише, тише –
Как притаились в норках мыши!
4.Следующая игра называется «Кто у кого? ».
Посмотрите, ребята, детеныши диких животных потеряли свои мамочек. Давайте поможем их вернуть к своей маме. (Дети охотно соглашаются)
— Нужно назвать животное на картинке, попавшей под стрелку на большом круге, подобрать и назвать на втором круге детеныша.
5.Следующая игра называется «Измени слово».
Например: у волка не зубы, а зубищи; у лисы не хвост, а хвостище, у зайца не хвостище , а хвостик, у медведя не лапа, а лапище.
-Артем, вращай круги.
Осталась еще одна интересная игра.
6.Дидактическая игра «Закончи предложение».
Нужно закончить начатое мной предложение, используя слово «чтобы».
Ежу нужны колючки, чтобы защищаться от врагов.
Зайцу нужно длинные лапы, чтобы…
Почему медведь впадает в спячку, чтобы…
Почему у зайца зимой белая шубка, для того, чтобы…
Ребята вы сегодня очень сильно помогли животным. В благодарность все животные дарят вам свои изображения на карточках, чтобы вы не забыли о них. (Дети радуются)
— Мы сегодня поиграли,
Много нового узнали!
Но пришла пора закончить,
Дети: — Нам понравилось всем очень!