CТAТЬЯ
Использование кейс-метода для развития навыка написания эссе в классах с нерусским языком обучения
Станишевская Г.А., учитель-эксперт русского языка и литературы
Aннoтaция: В дaннoй cтaтьe рассматривается пpимeнeниe кейс-метода для развития навыка написания эссе в классах с нерусским языком обучения.
Ключeвыe cлoвa: кейс-метод, эссе, обучение, навыки.
Русский язык в школе с казахским языком обучения – это предмет, который требует в первую очередь хорошо развитую память и высокую мотивацию к обучению. Основная цель обучения русскому языку в школе с казахским языком обучения — это общение на русском языке.
На данный момент обучение русскому языку в казахских школах с нерусским языком обучения ведется на основании функционального подхода методики преподавания иностранного языка, программы обучения русскому языку в казахских школах по структуре совпадают, несмотря на то, что довольно большое число казахских школьников русским языком в той или иной мере овладевают еще до поступления в школу.
Кейс-метод находит свое отражение в образе мышления преподавателя, его особой парадигме, влияющей на другое мышление и поступки, на обновление собственных творческих усилий. Здесь основные проблемы выражаются в широкой демократизации и трансформации учебного процесса, свободе преподавателей, формировании их прогрессивного стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности [1].
Методы в кейсе более вероятны в письменной (эссе) форме. В этом случае, чтобы сформировать навыки у учеников с нерусским языком обучения, мы должны их правильно продумать (получаемый результат, эффективность). Либо они должны быть представлены как способ решения проблемы. В любом случае построение модели практического воздействия находит свое отражение в виде эффективного средства формирования навыков учащихся.
Письменная работа, проводимая при изучении языка, формирует подписную деятельность учащихся. Для этого используются несколько видов письменных работ. Самый актуальный вид из них – эссе.
Задачи использование кейс-метода для развития навыка написания эссе в классах с нерусским языком обучения:
— Регулирование системности навыка мышления учащихся;
— Умение выбирать способы написания в зависимости от типа эссе, соблюдать стиль написания в зависимости от типа эссе, эффективно использовать речевые обороты в соблюдении последовательности мыслительной системы
— Развивать богатство словарного запаса в творческих работах, учить эффективно использовать необходимые терминовые слова в аналитических работах [2].
Основные направления работы:
— Во-первых, необходимо разделить учащихся на небольшие группы. Они должны состоять из «сильных и слабых» учеников.
— Организация групп.
— Работа с кейс-методом: написать эссе по данному заданию, защитить его на доске, провести дискуссию внутри группы и проанализировать проблему, представленную в эссе.
Учитель дает группе общее задание, затрагивая одну из актуальных проблем. Требует 1 эссе из 1 группы. В результате учащиеся группы проводят дискуссию по заданной проблеме, в результате чего пишут эссе. Спикер каждой группы защищает ее, затем остальные группы оценивают работы.
Во время работы с текстом можно использовать различные стратегии. Например: стратегия «IDEAL» [3].
Стратегия «IDEAL»
Это одна из универсальных стратегий работы с текстом:
I — выделить проблему в тексте,
D – описать её (выявить её суть),
E – определить варианты подходов к решению проблемы,
A – действовать (решать),
L – сделать вывод (научиться, проводить рефлексию своей работы).
Правильно примененный кейс-метод развивает следующие навыки у учеников с нерусским языком обучения:
Аналитические навыки. К ним можно отнести: умение отличать информации от данных, умение различать важную и несущественную информацию, умение анализировать, воображать и получать к ней доступ, умение находить пропущенную информацию и восстанавливать ее и т. д. умение ясно и логически мыслить. Это особенно важно, если информация низкого качества.
Практические навыки. Низкий уровень сложности проблемы по сравнению с конкретными случаями, изложенными в кейсе, позволяет систематизировать практические навыки, применяемые в экономических теориях, методах и принципах.
Творческие навыки. Согласно правилам, с одним CASE проблема не решается. Здесь очень важны творческие навыки генерации альтернативного решения, которые не могут быть решены логически.
Коммуникативные навыки. Среди них можно отметить следующее: умение вести дискуссию, умение доводить до сведения окружающих людей. Использование наглядного материала и других средств массовой информации – участие в группах, защита своей точки зрения, привлечение внимания оппонентов, подготовка краткого отчета.
Социальные навыки. В ходе обсуждения в CASE формируются конкретные социальные навыки: порядок самооценки людей, умение слушать, поддерживать дискуссию или аргументировать противоположную точку зрения, т. е. вести себя и т.д.
Самодифференцировка. Несогласие во время дискуссии способствует лучшему пониманию и анализу чужого и собственного мнения. Возникающие моральные и этические проблемы требуют формирования социальных навыков их решения [4].
Таким образом, пpимeнeниe кейс-метода для развития навыка написания эссе в классах с нерусским языком обучения-является более эффективным методом. Кейс-подход изначально применялся только в бизнес-школе, но и сегодня благодаря этому методу расширился спектр применения обучения, который продолжается и в образовательных областях (в том числе и в школах). Особое место в формировании навыков написания эссе занимает кейс-метод. Он прививает ученику умение писать, отстаивать свою точку зрения на определенную проблему, а для учеников, с нерусским языком обучения, способствует правильному овладению языком.
Список использованной литературы
3.Педагогические технологии http://www.moluch.ru/archive/28/3073/
4.Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов http://galina-soleil.narod2.ru/metodicheskaya_kopilka/tehnologii/keis-metod/